iМузей

Posted: 2018-04-25 in Фотки, Hardware, IT
Метки:,

Это будет уже третья заметка на музейную тему, и сегодня я расскажу про ещё один небольшой музей в Москве. Внизу будет много фоток.

Это музей, посвященный компании Apple. Читавшие мой блог могли заметить, что я ни разу не являюсь фанатом яббла, и я никогда не был в восторге от их текущей продукции, как впрочем и от крайне закрытой политики компании, но тем не менее Яббл однозначно является одной из компаний, внесших весьма существенный вклад в развитие IT в целом, и оказавшей существенное влияние на само восприятие такой шутки, как персональный компьютер.

Сам музей располагается внутри одного зала в современном комплексе зданий недалеко от метро Дмитровская. Найти этот музей, зная один только адрес, оказалось нетривиально, даже местные про такой музей мало чего знают, вывески у него нет. Так что видеотур «как пройти» прямо в «контактах» — очень советую посмотреть, если соберетсь туда зайти. Иначе можно долго глючить и плутать между стеклянных зданий.

Общий вид музея одной фоткой:

Экспонатов много, выставлено не всё, существенная часть лежит в запасниках. Как и музей в Таллине, музей Эппл также помогает с переносом данных на античных носителях.

Первый экспонат — реплика самого первого яблочного компутера. Оригинальные Apple-I, собранные лично Стивом Возняком в деревянном корпусе — вещь неимоверно редкая и безумно дорогая, а вот реплик с него масса, но именно эта имеет оригинальный автограф от самого Возняка (если кто не в курсе — это их главнейший инженер-технарь, один из основателей)


Грузилось оное чудо с кассетного магнитофона, в качестве монитора использовался телевизор. Просто мониторы отдельно тогда не производились, а жесткие диски стоили как самолёт и занимали полкомнаты. Дискеты тоже были мало кому по карману и их было мало. Поэтому для загрузки чего либо сперва надо было ввести ряд команд первоначальному загрузчику:

и после определённой команды долго пикать в специальный порт оцифрованными бинарными данными, записанными на кассетный магнитофон. Заметили маленький плеер iPod сверху ?
Это тоже уже музейный экспонат — отдельное устройство для проигрывания музыки из до-смартфонной эпохи. Сейчас, когда на смартфоне можно по блутусу слушать музон сутками, это не особо актуально, но ещё совсем недавно такие устройства активно переменялись, ибо нокиа-3310 мп3 в нормальном качестве никак не могла.

Примечательнейший момент — первые устройства Apple комплектовались полными электрическими схемами:

Именно благодаря им удалось сделать полноценные реплики и сохранить платформу живой.
А вот так выглядит плата с портом для приёма цифровых данных с кассетного магнитофона:

Тут уместно будет снова вспомнить аудиофилов. Это такие странные люди, которым мерещится в оцифрованном звуке «ступенчатость», «зажатость средней середины», «недостаточная теплота и глубина», и которые утверждают, что могут в джазовой композиции легко различить, когда исполнитель уже тихо пёрнул и когда — ещё только тужится. Именно от них можно услышать фэнтезийные пассажи о «магическом вовлечении патефонной иглы», «максимальной аутентичности звука» и непередаваемой точности записи на магнитофон, особенно бобинный и желательно времён третьего рейха.

К чему это в заметке про музей эппл, казалось бы ? А к тому, что старинные компьютеры типа первого Эппла по-умолчанию для загрузки как раз использовали передачу по аудиоканалу с обычных звуковоспроизводящих устройств. Только в отличие от «золотоухих», которые лишь утверждают, что они «чего-то там слышат», аппаратные модемы таких компьютеров реально слышат весь звуковой спектр, и в отличие от золотых ушей аудиофилов — ошибок не прощают. Попробуйте слегка пошурудить эквалайзером в области высоких частот в любой музыкальной композиции — только чуть-чуть, без фанатизма — и никакой аудиофил на слепом тесте вам ничего там не найдёт. Однако если вы пошурудите так в дампе программы с кассеты — программа тут же перестанет приниматься компьютером. Раньше для успешной загрузки подобной машинки приходилось много колдовать с кассетами и магнитной головкой магнитофона просто для того, чтобы вообще удалось загрузиться, ведь малейшее затухание на какой-нибудь частоте ниже порога — и аллес, данные не прочлись.

Однако IT-археологи, для которых сохранность аудиозаписей дампов программ действительно критична, а неизменность звукового сигнала фатально важна для сохранения музейного экспоната в работоспособном состоянии, никакими бобинами и ламповыми усилителями не пользуются, а юзают mp3-файлы (даже не flac). И что удивительно для несведущих — при таком сценарии загрузка происходит почти всегда с первого раза, в отличие от кассет и бобин.

Именно поэтому магнитофон стоит чисто для аутентичности, а эппл-1 загружают аудиопотоком от плеера, например таким. Что забавно — процессор внутри этого плеера в сотни раз мощнее той машины, которую он загружает =)

Но аутентичных Apple-1 осталось 100 штук во всём мире.
Apple-][ уже был существенно более распространён:

Характеристики впечатляли : CPU 6502 (1 MHz), пятидюймовый дисковод на 140 Кб (это была дорогая опция, кассетный магнитофон не зря стоит рядом), 48 Кб оперативной памяти.

Под крышкой видно периферийные платы:

На Apple-III уже была графика, вполне в духе и возможностях того времени:

Тогда же на клавиатуре появились кнопочки с яблочками, сразу две штуки. Однако третий их продуктЪ вышел крайне глючным, и уже тогда работал нестабильно.

Сами периферийные платы строили на мелкой логике, видна куча микрух и наклейка с годом выпуска прошивки:

Заприметил вот такой вот клавиатурный контроллер на базе Z80:

На маркировках микросхем — метки немецкого и португальского производства.

А вот про следующую плату стоит рассказать особо. Это контроллер дисководов, дизайн и схема которого сделаны Возняком. Для того времени это было удивительно компактное, простое и очень изящное решение на очень малом числе деталей. Этот контроллер получился настолько удачным, что считается произведением инженерного искусства.

Среди всякого железа попадаются удивительные вещи, типа вот такого странного джойстика:

Гибрид мышки и трекбола интересен тем, что оригинальный шар утрачен, и вместо него вставили бильярдный:

А вот этот компьютер тоже от Джобса, только созданный в другой компании — NeXT, мощная графическая станция древних времён:

Попадаются и удивительные решения с мониторами портретной ориентации:

Вообще долгие годы Эппл был прекрасен для всевозможных верстальщиков и полиграфистов, и это даже превратилось в свое рода религию. Даже в 2000-х ещё встречались дизайнеры, повторяющие древние мантры про непомерную крутизну макинтоша в дизайне.

Классичесие игры тех лет тоже были портированы на маки:

А вот так выглядел чертежный TurboCAD версии 1.0 на маке в 1993 году:

Для связи с внешним миром предлагался MacPhone — гибрид модема (бод на 9600 от силы) и кнопочного телефона:

А вот про это вещь я хочу сказать особо. Яббл в своей погоне за стильностью, подгоняемая Джобсом, часто делала красивые, но неимоверно кривые и жутко неудобные вещи. Вот эта угребищная круглая однокнопочная мышка для однотентаклевых пришельцев — из этой серии. Мне довелось немного посмотреть на прошлой работе старый макинтош G4, где как раз была такая мышка. Каждый, каждый, блджад, раз, когда мне приходилось ей пользоваться — у меня возникало желание залить офис Яббла зарином под самую крышу (ФОВ «Новичок» тогда был не в тренде).
Эта мышка встречается довольно часто. Но только в яблочном музее удалось увидеть к ней фикс — пластиковую приблуду iCatch, которая делала мышку хоть немного пригодной для человеческой руки.

Без этого двигать мышку соосно было невозможно, оси всё время оказывались диагональными, и попасть ей куда-либо было нереально. Сейчас такая игра в «кошки-мышки» смотрится мило и забавно, но при практической работе такой мышкой мысли про зарин реально были, и они были недобрые.

Встречаются из периферии и странные дополнительные клавиатуры:

По мере развития и прогресса яблочная техника тоже развивалась. Quadra 800 — неимоверно мощная на тот момент рабочая станция, целых 136 Мб памяти, жесткий диск на целый гигабайт, и даже оптический привод. В 1993-1994 году, это было чудо техники почти за 5 килобаксов (в 1993 году бакс был существенно мощнее сегодняшнего) действительно смотрелось машиной №1.

Стоящий рядом Quadra 950 был не менее мощен.

С появлением мощных машин потребовалась и адекватная периферия. Эппл вообще любила максимально быстро применять любые технологические новинки, не взирая ни на кого больше и часто даже не особо озадачиваясь вопросами преносимости , совместимости и стандартизации. Вот этот картридж на 5 дюймов — магнитооптический диск на 1 Гб.

Вещь редкая что тогда, что сейчас.

Видов этой магнитооптики существовало несколько, все взаимно несовместимы друг с другом, у каждого производителя свои картриджи, приводы, объемы и форматы:

Подключалось это здоровенными проводами через параллельную шину SCSI, которая требовала терминации на концах своих проводных линий:

Без этой нахлобучки устройства либо не виделись вообще, либо работали крайне медленно и глючно.

После столов со станционарными машинками переходим к столам с ноутбуками.

Один из первых ноутов Яббла, 1989-1991 год, проц 68k Motorola, 9 Мб оперативки, всего 6.5 килопрезидентов (в 91-м то году !):

На куда более современные iBook уже можно вкрячить макоз-10, и поиграть в более мощные игрушки:

Реклама удалённого доступа была уже тогда:

Учитывая, что тогда домашняя машина была доступна разве что по модему — то дозвон, и работа либо через что-то телнето-подобное, либо через какой-то жутко экзотический и кривой яббло-софт той эпохи, естественно, ни с чем не совместимый.

Забавная и красивая вайфайная сетевуха:

Увы, Яббл откровенно слаб в сетях и беспроводке (что тогда, что сейчас, достаточно вспомнить их эпичный фейл с чехлами и их начисто долбанутые роутеры), хотя корпус красивый.

А вот дальше идёт шкафчик со всякой атрибутикой. Ведь труЪ-клиенту яббла мало просто купить мак — надо ещё и как-то дополнительно обозначить сие радостное событие. Яббл тут тоже вполе в своем духе, и всяких значков выпускала пачками.

Я сфоткал наиболее примечательные предметы, которые презентовались менеджерам и продавцам яблочной продукции.

Часики :

Очень редкие моднявые очки для настоящей i-гей-вечеринки:

Со слов сотрудника музея, предмет и вправду уникальной ценности, таких очков было выпущено буквально несколько штук !

Ну и значок на сумку, чтобы каждый знал, что IBM — это для тебя символ принадлежности к яблочной секте, и ты типа уже «мыслишь иначе».

Вот такой вот музей имени одной компании. Музей этот уникальный. Кстати, свой автограф на реплике первого яббло-компутера Возняк оставил именно во время посещения этого музея.

Всем интересующимся историей развития IT — очень рекомендуется к посещению.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.