Мысли о телефонии.

Posted: 2015-10-21 in IT, Networks
Метки:

Сегодня я наконец-то дошёл до рассуждений о телефонии. Хотя эта тема мне не особо близка, я всё-таки немного тут растекусь мыслью по древу. Под катом очень много букв, берегите моск.

Напомню, что сервис этот весьма старый, а по меркам телекома — очень и очень древний. Старше разве что передача гонцами, сигнализация дымовыми кострами и служба Почты России.
Про историю развития телефонии написано множество всякого. Да, история телефонии насчитывает уже значительно больше ста лет. Некоторые решения, например, сигнализация занятости линии, до сих пор уходят корнями в эпоху Белла. С тех пор много чего поменялось — стыки стали цифровыми и перешли на TDM/H.323/SIP, был введён достаточно гибкий и масштабируемый план нумерации, и самое главное — была сохранена совместимость. Если у вас есть мини-атс или продвинутый шлюз (требуется распознавание импульсного набора) — вы вполне можете подключить телефон эпохи Сталина

телефон Сталинской эпохи

к современнейшей виртуально-облачной VoIP-PBX, и базовый сервис будет работать. Да, вы не сможете с такого агрегата сделать перевод звонка, набрать добавочный номер или активировать расширенные функции АТС, но позвонить или принять вызов и поговорить вполне получится.

Причина такой неимоверной живучести — нативность сервиса (человекам естественно общаться голосом) и стандартизация всех относящихся к ней вещей — от номеров до уровней сигналов и спецификаций протокола. Делая вызов на 74991112255, можно быть уверенным, что вызов будет в Россию, в Москву, на номер 1112255 — и нам совершенно не важно, как терминирован абон с той стороны — через воип, медными проводами или через ISDN. Важно и то, что правила едины для всех, и при этом нет какой-то одной структуры, которая управляла бы всей мировой телефонией единолично. Конечно, есть организация, отвечающая за выдачу кодов стран, и большой свод регулирующих правил, но даже в случае серьёзных аварий или конфликтов телефонные системы остаются рабочими.

Например, у каждой страны есть свой телефонный код.
Примеры кодов стран:
1 — США
7 — Россия
33 — Франция
49 — Германия
216 — Тунис
380 — Украина
686 — Кирибати

Каждая страна при этом самостоятельно адресует звонки внутри себя, и внешние стыки нужны только для связи с другими регионами. Даже самые отдалённые и дикие страны имеют свои телефонные коды (префиксы), которыми управляют уже по своему разумению. Но поскольку родилась телефония в изначально монопольных условиях (конкурентов не было ОЧЕНЬ долгое время), то это интересным образом отразилось на практике взаиморасчетов и тарификации услуг. Если кратко, суть такая — каждая страна публикует своим странам-партнерам (в смысле наличия аплинков, а не в смысле дружбы и доверия), сколько стоит входящий вызов в их сеть. При совершении звонка страна назначения в итоге выставляет счёт источникам пропорционально числу минут. Задача операторов страны-источника — прописать эти тарифы в своих системах, чтобы рассчитаться с партнерами не в убыток себе.
При этом никаких разумных лимитов не предусмотрено! Могут быть как и полностью бесплатные направления, так и страны, звонок в которые будет стоить уйму денег. Для большего хаоса префиксы дробят, и тогда получается ситуация, что скажем звонок в столицы стоит меньших денег, а в дальние деревни — больших. При этом цены задаёт страна, принимающая вызов, и по большому счёту — от балды.

Естественно, это привело к такому явлению, как фрод — крайне разрушительное телефонное мошенничество. Суть в чем — некий нечистый на руку телефонный оператор в стране, где телефония не регулируется должным образом или регулируется крайне мягко, объявляет всем своим аплинкам, что отныне звонки на префикс теперь стоит не 5 копеек, а 50 рублей за минуту. Аплинки обновляют свои цены, сообщают эту инфу дальше, а стоимость вызовов в это направление резко у всех дорожает. После этого злонамеренный оператор может выставить счёт за каждый входящий вызов вышележащему аплинку, и по принятым соглашениям — тот обязан заплатить. Но поскольку никто в здравом уме туда звонить не будет, применяются следующие трюки:

— взлом чужих систем. Мошенники ищут слабо защищенные DISA, воип-оборудование с уязвимостыми или слабыми паролями, чужие пароли от воип и звонят бляццкими скриптами во всякие ебеня, пока у жертвы не кончится баланс. Скорость причинения боли может достигать пятизначных сумм. В сутки.

— Игра с префиксами. Например, пусть наш оператор из Лесото всегда принимал вызовы по цене 10 руб/минута. Этот тариф всем знаком, и туда даже кто-то иногда звонит из других стран. Делается трикс — добавляется ещё один суб-префикс, куда стоимость вызова внезапно начинает равняться 50 руб/минута. Поскольку информация расходится по биллингам не мгновенно, связанные со злокачественными оператором мошенники имеют несколько дней, чтобы найти тех, кто не обновил тарифы, и попытаться вызвонить дорогие направления по старым ценам.

Попадаются на этом очень и очень многие. Убытки в мировом масштабе — многие миллиарды, и отнюдь не рублей. Злонамеренный оператор, естественно, в курсе, и на часть мошеннической прибыли, полученной после оплаты счетов, этим мошенникам охотно платит за нагон телефонного траффика.

Списки тарифов по префиксам несложно найти на сайте почти любого телефонного оператора. Естественно, операторы-мошенники стараются всячески замаскировать свои префиксы и назвать их не сильно броско.

В итоге это приводит к ужасным последствиям — охуев и осатанев от многомиллионных убытков по фроду, телефонный оператор, из сети котрого было сделано много фродовых вызовов мошенникам, вполне может (и в какой-то момент делает!) забанить к хуям телефонные префиксы целых стран, к чертовой бабушке порушив связность между странами! И конечно же, в договоре найдётся пункт под пятью звёздочками, который позволит ему это сделать без всякого риска для себя! Как только объём мошеннических вызовов становится сравним с нормальной активностью, может сложиться ситуёвина, что телефоны страны, где орудуют мошенники, недоступны через ощутимую часть операторов в других странах, и сделать с этим ничего нельзя!

Не верите ? Ну, попробуйте позвонить куда-нибудь в Сьерра-Леоне, Кирибати или Вануату — вы сильно удивитесь, сколько телефонных операторов порвёт связь сразу же. Либо же будут задействованы те или иные ограничения.

И конечно же, я не могу немного не процитировать некоторые префиксы. А читателям я предлагаю самим догадаться, какие страны реально борются с фродом, какие только делают вид, а какие не борются совсем. Напоминаю, что страна может иметь также несколько саб-префиксов с совсем другими ценами.

* Китай — один-единственный префикс 86, на весь полуторамиллиардный Китай, по цене около 5 руб/минута.
* Южная Корея — один-единственный префикс 82, по цене немного дешевле Китая.
* Германия — основной префикс 49, цена ещё меньше, чем в Китай и Юж-Корею, и пара префиксов для мобильных, куда вызов стоит от силы рублей 9.

* Кирибати — один префикс — 686, зато с ценой сильно выше 100 рублей за минуту.
* КНДР — тоже префикс всего один — 850, цена около 70 рублей за минуту. Дешевле, чем в Кирибати, но по сравнению с вечно-закрытым соседом — выглядит очень странно.
* Зимбабве — базовый префикс 263, с ценой рублей 15 за минуту. Но если дописать к нему ещё одну-две определенных цифры — увидим некие «Зимбабве-Мобайл», с ценой рублей 60.
* Таджикистан — базовый префикс 992, и ещё пачка на пару десятков. Разброс цен — 12-16 рублей. Очень понравилось название «Таджикистан — Премиум_Сервисы». Я честно пытался придумать, что за «илитные-труЪ-вип-сервисы» может оказывать занюханная телефонная станция в Таджикистане, кроме консультаций по ценам на арбузы, но так им не придумал =)

* Великобритания — вызов в базовый префикс 44 стоит буквально пару рублей, а вот на мобильник — запросто может стоить 30. За минуту, как обычно.

* Венесуэла — пара префиксов, 6-7 рублей на обычные, 9-10 рублей на мобильные.

Ну и напоследок — особая жесть.
* Латвия — префикс 371. Базовая цена — пара рублей. И ещё сотни и сотни мелких префиксов с ценами аж до 60 рублей, словно раковые метастазы поразившие телефонную ёмкость этой страны. Их проще забанить целиком и сразу нахуй, предоставляя доступ только по доп-соглашению и только на определённую узкую группу номеров, чем терпеть риски столь существенных убытков в случае фрода в этом направлении.
* Литва — те же сотни префиксов, с разбросом цен от 2 рублей до 60.
Причём по 2 рубля идут только базовый префикс и некоторые номера в столицах, тогда как основная масса номерной ёмкости тарифицируется сильно выше 30 руб/минута.
* Украина — префикс 380, 20-25 рублей запросто. Хотя все окружающие её государства имеют вполне развитую и весьма технически дешевую телефонную связность. Сильно сомневаюсь, что сделать туда вызов сильно сложнее и технически дороже, чем в Венесуэлу =).

Так что не удивляйтесь, если ваш звонок в Литву оборвётся со статусом занято или сообщением о недоступности номера — оператору проще либо сразу послать вас с вашими хотелками, либо договориться с вами индивидуально, если вам таки нужно кровь-из-носу звонить на «премиум-сервисы Таджикистана» или в Западное Самоа. Потому что риск совершения 100500 звонков на такие номера — очень существенные суммы, которые вы ему в штатном порядке никогда не перечислите, даже если вы — Газпром и Сбербанк в одном лице.

Естественно, все эти попытки по-бандитски заработать на телефонном мошенничестве как со стороны отдельных нечистых компаний, так и со стороны некоторых стран в целом, совершенно не способствуют ни развитию систем, ни лояльности пользователей, ни доверию честных операторов связи.

Как итог — почти любая воип-технология, хоть как-то работающая, таки выстреливает, и иногда очень громко. Все эти скайпы, виберы, вотцапы и прочие — только прибавляют в весе, несмотря на полнейшее отсутствие связности между собой и жесткий вендор-лок к одной компании.

На наге есть даже большая серия статей от Wanderer From, посвященная отсроченным похоронам этой самой телефонии:

http://nag.ru/articles/article/20962/rip-pstn-hvost-vilyaet-sobakoy.html
http://nag.ru/articles/article/21037/rip-pstn-data-smerti.html
http://nag.ru/articles/article/21111/rip-pstn-sunduk-mertvetsa.html
http://nag.ru/articles/article/21496/rip-pstn-jizn-posle-smerti.html
http://nag.ru/articles/article/22652/rip-pstn-svejie-faktyi.html
http://nag.ru/articles/article/22901/rip-pstn-softvernyiy-gvozd.html
http://nag.ru/articles/article/23060/rip-pstn-edinoborstvo-nastolnyih-apparatov.html
http://nag.ru/articles/article/24531/rip-pstn-pesnya-o-propiske.html
http://nag.ru/articles/article/25391/rip-pstn-ekonomicheskiy-resling.html
http://nag.ru/articles/article/27200/rip-pstn-the-facebook.html

Как видите, гвоздей в крышку гроба вбито достаточно, однако развоплотить несчастного зомби окончательно пока что никак не удается, хоть он и сильно усыхает.

Проблема в том, что на замену нет универсального, простого и доступного сервиса.

На замену факсам пришла электронная почта — и факс, по сути, практически сдох. Сила этой почты в сходных принципах — опора на глобальную систему DNS, сервера друг от друга независимы, и работать она будет, пока работает сам интернет.

Для чата идеален Jabber — но он пришел несколько позже, когда рынок уже был поделен между всяким говном типа аськи, аола, Yahoo и прочих говномессенджеров.
С телефонией ситуация аналогичная — есть куча сервисов, не совместимых друг с другом, зато дешевых и сердитых, и есть старая адская телефония с мошенниками, фродом и адскими ценами, зато единая на весь мир, как электронная почта.

И именно это держит телефонию на плаву, несмотря на ценовой апокалипсис. Возьмите любую визитку. Что вы там увидите, кроме фамилии и названия фирмы ? Возможно, адрес офиса и схему проезда. Адреса сайта. И почти гарантированно — номер телефона и электронную почту.

Очень редко можно увидеть там номер аськи или скайп, и ещё реже — логин в Yahoo, QQ или телеграме. Причина прозаична — имея 100 визиток для связи со всякими коллегами, посредством почты или телефона вам нужен ровно один телефон и ровно один аккаунт для почты. Не важно, на каком сервере стоит почта у вашего контрагента — на гугле, на Яндексе, или на своём сервере с первофряхой. Можно быть уверенным, что сервис не сдохнет. Да, Гугл может закрыть GMail. Но это заторонет только пользователей гугла! Почта между яндексом и мейл-ру или между рамблером и aol.com продолжит ходить как и раньше. Если же микрофост неудачно обновила что-то в серверной части скайпа — он падает сразу у всех, разом и надолго.

В случае же проприетарных нестандартных сервисов такой уверенности нет и быть не может. Самый яркий пример — когда Гугл закрывала вполне себе живые проекты только потому, что аудитория там была меньше 50 млн человек. Ну и естественно, у вас не получится просто и без геморроя позвонить из вибера в воцап, а из воцапа — в скайп. Возможно, вы сможете позвонить на ТфОП — а вот для обратного звонка вам потребуется… внешний номер, что опять же оставляет первичным сервисом классическую телефонию, а вовсе не скайп с вибером.

Обилие учёток в разных сервисах, как и закрытость этих сервисов, приводит к тому, что для связи с каждым таким любителем хотелок пришлось бы ставить дополнительную программу (возможно, не без шпионской начинки) и заводить учётку. Конечно, можно поставить помимо джаббера на смартфон также скайп, воцапп, вибер, телеграм, яху-мессенджр, ФСБук-клиент, QQ-клиент, VK-клиент и ещё тонну всякой подобной срани — но такой букет посадит на жопу даже аккум в третьем Хайскрин-Бусте (6000 mAh, к слову). Да и это просто ОЧЕНЬ неудобно.

Ещё один риск — если компания закрывается или сворачивает проект, или оттуда начался отток пользователей (ICQ почти сдохла уже, Mail-Ru купила весьма дохлую и болезную лошадь), то у вас появляется большая геморройная проблема.

И если насчёт телефонии есть сомнения в её живучести (хотя предположу, что развитие прямого чисто-инетовского SIP и окончательный переход на воип-основу продлят её жизнь куда сильнее, чем ожидается), то электронная почта переживёт и эти ваши соцсети, и вайберы и прочий пусть и модный, но по сути своей пустопорожний треш.

Просто вдумайтесь в эти цифры — телефонии свыше 100 лет. Электронной почте — 40 (она старше привычного нам www!).
Скорее сдохнут SMS-ки и обанкротится Гугл =)

Возвращаясь к классической телефонии, хочу упомянуть такую вещь, как спутниковая телефония. Лозунг у них «Космическая связь по космическим ценам». Цены от 300 руб/минута только начинаются, есть и 500, и 600 и даже больше. ЗА МИНУТУ.
Аналогов нет совсем — посреди океана, в арктических торосах и на горных пиках Эвереста ничего другого не ловится в принципе. Это единственный тип операторов связи, для которого высокие цены хотя бы объяснимы — запуск спутников при очень скромной клиентской базе и нулевых перспективах бурного развития — удовольствие не из дешевых. Интересно, есть ли фрод на таких номерах.
По идее, бороться с фродом операторы спутниковой телефонии должны неимоверно жестко — в отличие от фирм-однодневок из Латвии, им есть что терять.

Вот такой вот поток мыслей. Разумные мысли в комментариях приветствуются.

Ну и немного заметок про фрод в телефонных сетях:

http://mirtelecoma.ru/magazine/elektronnaya-versiya/25/
http://nag.ru/articles/article/20403/operatorskiy-frod-vsem-vyigodno-.html

Реклама
- комментарии
  1. […] защита от звонков в убыток. В ряде случаев это чревато последствиями. Умной анти-фрод системы в воипсвитче нету, так что […]

  2. […] В примерах с цифрами. Почти год назад я уже писал о том, что классическая телефония, хоть и обладает кучей […]